Классификация грузов — это систематизация грузов по определенным критериям, которая позволяет упорядочить их разнообразие, упростить их идентификацию, выбор транспортных средств и оборудования, расчет стоимости перевозки, соблюдение правил и норм безопасности. Классификация грузов имеет большое значение для логистики и доставки грузов, так как от нее зависят эффективность, скорость и качество транспортировки.
Виды классификации грузов по разным признакам
В зависимости от различных характеристик и требований к грузам, можно выделить несколько видов их классификации. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
По использованию грузоподъемности
Этот вид классификации влияет на расчет стоимости перевозки груза, так как разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство, например, автомобиля. Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле: масса груза / объем груза.
В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов:
Класс 1 - тяжеловесные. К этой категории относятся грузы массой от 500 кг. Например, кирпич, металл, железобетонные изделия. Значение коэффициента = 1.
Класс 2 - обычные. Эта группа включает штучные грузы весом до 250 кг и навалочную продукцию общей массой до 500 кг. Например, мебель, бытовая техника, зерно, удобрения. Значение коэффициента = 0,71–0,99.
Класс 3 - легковесные. К этой категории относятся грузы массой до 80 кг. Например, одежда, обувь, игрушки, цветы. Значение коэффициента = 0,51–0,70.
Класс 4 - сверхлегковесные. К этой категории относятся грузы с большим объемом и малой массой. Например, пенопласт, вата, перья. Значение коэффициента = 0,41–0,5.
По способу погрузки-разгрузки
Этот вид классификации определяет, каким образом будет осуществляться погрузка и разгрузка груза и в какой таре (или без нее) он будет перевозиться. По этому признаку выделяют три вида грузов:
- Штучные — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре (мешках, ящиках, бочках и др.), так и без нее (кипами, тюками). Для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы или ручной труд. Например, мебель, бытовая техника, одежда.
- Навалочные — это грузы, которые перевозятся без тары в силу невозможности ее применения. Главное свойство таких грузов — их сыпучесть (уголь, руда, стройматериалы, зерно и т. д.). Для погрузочно-разгрузочных работ с ними используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.
- Наливные — это жидкие грузы, перевозимые наливом в цистерны, танк-контейнеры и т. д. (нефть, сжиженный газ, лаки, спирты, масла и т. п.). Для погрузки-разгрузки с ними требуются насосные установки или такие методы, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.
По условиям перевозки и хранения
Этот вид классификации учитывает, какие требования предъявляются к разным типам грузов в зависимости от их характера (температура, влажность, освещение и др.), какие меры предосторожности нужно соблюдать при их транспортировке (упаковка, маркировка, сопроводительная документация и др.). По этому признаку выделяют два вида грузов:
1. Обычные — это грузы, которые не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых автомобилях. Для перевозки обычных грузов нет необходимости применять грузовые автомобили с кузовами особой конструкции. Например, металл, стройматериалы, одежда.
2. Специфические — это грузы, которые требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся.
2.1 Негабаритные — это такие грузы, которые по своим размерам не вмещаются в стандартный кузов автомобиля (например, крупные станки, сельскохозяйственные или иные машины, сварные конструкции, паркогаражное оборудование, строительные конструкции и т. п.). Для перевозки некоторых негабаритных грузов необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности.
2.2 Длинномерные — это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.
2.3 Тяжеловесные — это штучные грузы, масса которых превышает 250кг. Для перевозки тяжеловесных грузов требуются специальные автомобили с повышенной грузоподъемностью и усиленными основаниями (тяжеловозы, тралы, платформы и др.) Тяжеловесные грузы должны быть упакованы в тару, обеспечивающую их защиту от повреждений и смещения.
2.4 Опасные — это такие грузы, которые представляют угрозу для здоровья людей, животных или окружающей среды при их перевозке, погрузке, разгрузке или хранении. Опасные грузы делятся на 9 классов опасности по международной классификации ДОПОГ.
2.5 Скоропортящиеся — это такие грузы, которые быстро теряют свои потребительские свойства при неблагоприятных условиях температуры, влажности или освещения. К этой категории относятся продукты питания (мясо, рыба, молоко, фрукты и др.), лекарственные препараты (вакцины, инсулин, антибиотики и др.), живые растения и животные.
Мы надеемся, что эта информация будет полезна для вас в вашей работе или учебе.